Документальный сериал «Художник говорит» Фильмы рассказывают о современных художниках, оказавших существенное влияние на формирование нынешнего культурного ландшафта, работы которых занимают достойное место в собрании Третьяковской галереи. В подборке — 5 серий, где в формате прямой речи герои делятся взглядами на искусство, говорят о своем творчестве, вспоминают события и людей, создававших историю русской культуры в конце ХХ века. Названия и описания: — «Виктор Пивоваров» Творчество Виктора Пивоварова напрямую связано с возникновением концептуальной школы в советском неофициальном искусстве. Оставаясь в русле традиционной техники изобразительного искусства - живописи и графики - Пивоваров сосредотачивает свое внимание на визуальных экспериментах и на исследовании границ жанров, став, наряду с Ильей Кабаковым, автором сочетавшего слово и изображение формата концептуального альбома. Несмотря на то, что с 1982 года художник живет и работает в Праге, его творчество во многом сохранило связь с контекстом московской художественной жизни, повлиявшей на характер его художественного языка, сложившегося на стыке книжной иллюстрации, информационной графики и образного репертуара сюрреализма, легко налаживающего внутренние связи с многочисленными явлениями мировой истории искусства, от русского авангарда до искусства Возрождения. — «Игорь Макаревич» Одна из самых загадочных фигур на российской художественной сцене. На протяжении творческого пути он сменил немало масок – от снятой с собственного лица – до пожилого Буратино в линялом колпаке. Его персонажи живут в самых неудобных условиях, оказываются заключенными в деревянные ящики и просвечивают сквозь «ткань» чужих произведений. Несмотря на пронизывающее их сознание «ожидание конца», на присутствие в их окружении похоронной и мемориальной атрибутики, они удивительно жизнеспособны и наделены свойствами перемещаться из проекта в проект. Биография Игоря Макаревича, подобно многим авторам поколения 1970-х, долгие годы делилась на официальную и неофициальную. Будучи успешным художником-монументалистом и книжным графиком, в 1979 году Игорь Макаревич становится участником акций группы «Коллективные действия» и входит в круг московского концептуализма. С 1990 года он начинает работать с Еленой Елагиной. Их совместные проекты представляют собой увлекательные повествования, в которых исторические факты и послужившие отправной точкой документы сопряжены с мистификацией, а визуальные образы складываются в многосоставные инсталляции, способные не только трансформироваться в различные пространственные конфигурации, но и обретать каждый раз новое содержание. — «Игорь Шелковский» Имя Игоря Шелковского прочно связано с неофициальной художественной жизнью Москвы 1970-х. Как и многие художники-нонконформисты, он посвятил себя исследованию формального языка искусства, продолжая развивать открытия художников русского авангарда, конструктивистов. Любая его работа, являясь своего рода пластической формулой того или иного явления («Город», «Дерево», «Облако», «Человек»), может быть многократно увеличена до размера городской скульптуры. В историю российской культуры Шелковский вошел не только как художник, но и как издатель легендарного журнала «А — Я», над которым он работал в 1979–1986 годах в Париже, куда эмигрировал в 1976 году. Знаковое издание, из которого западный мир узнал о русском неофициальном искусстве, где впервые появились статьи Бориса Гройса, тексты Всеволода Некрасова, Льва Рубинштейна, Дмитрия Пригова, Владимира Сорокина, стоило Шелковскому советского гражданства. В 2007 году художник получил за издание «А — Я» премию «Инновация». — «Леонид Соков» Художник, скульптор, один из главных представителей соц-арта. Пародирование официального советского искусства у Сокова тесно связано с анекдотом, частушками, новыми советскими поговорками. Главным методом ниспровержения вождей и героев мифов XX века (причем совсем не только советских) оказывается «оживление», и в этой их новой жизни страх и слепое преклонение заменяются смехом. Как и многие другие художники-нонконформисты, Соков эмигрировал в США в конце 1970-х, но его главной мотивацией была возможность активно и свободно работать именно как русский художник, в творчестве которого огромную роль играет фольк­лорная традиция. — «Эрик Булатов» Эрик Булатов — один из самых значительных художников второй половины ХХ века. Сопоставление в одной картине слова и изображения, образов, заимствованных из идеологизированного пространства советской реальности, и лирических ландшафтов позволило критикам и историкам искусства причислить Булатова к основателям соц-арта и важнейшим фигурам московского концептуализма. Однако теоретические и практические задачи, решаемые Эриком Булатовым, выходят за рамки тесно связанного с иронией над советской реальностью соц-арта, демонстрируя верность художника вневременным ценностям. Картина, по Булатову, — это универсальная художественная модель, объединяющая пространство искусства и социума. Тема: #art@prosmotr, рубрика: #film@prosmotr